• +7 (902) 1-723-770
  • +7 (3952) 723-770
  • +7 (3952) 66-88-09
Парковка!

Про кабель 2

 

Колоночные кабели, способы прокладки, аксессуары.


Данная статья призвана затронуть наиболее важные аспекты выбора колоночного кабеля, прокладки кабеля от усилителя до акустических систем, а также целесообразности использования различных аксессуаров, коих предлагается немало даже для такой, казалось бы, простой вещи, как колоночный кабель.

Разновидности колоночных кабелей

Не секрет, что токопроводящих материалов весьма много, однако наиболее распространённым в аудиоиндустрии материалом для изготовления колоночных кабелей на сегодняшний день считается медь, из-за своих токопроводящих свойств и довольно низкой цены. Конечно, аудиопромышленность породила множество экзотических кабелей на основе редких металлов, металлических композитов и даже графита. Но их доля в общей массе ныне продаваемых кабелей просто мизерна, хотя, как правило, такие экзотические проводники обладают очень хорошими токопроводящими качествами, но вот их цена... Не всякий решится платить несколько сотен, а то и тысяч долларов за погонный метр такого кабеля — эти "дорогие радости" созданы для ярых аудиофилов, готовых за относительно небольшие улучшения звука, воспринимающиеся часто на уровне нюансов, платить огромные деньги. Так что сегодня будем говорить именно о кабелях с медными проводниками , поскольку АС в аудиосистемах всего мира чаще всего подключаются к усилителю именно такими "обычными" кабелями (обычно до $40-50 за метр). Да, разные они бывают по конструкции (плетение и толщина жил, качество меди, материал, и конструкция диэлектрика) и цене. 

Ну так вот, если отбросить сейчас типы плетения проводников и материалы диэлектрика (разновидностей тех и других — огромное количество), то можно выделить три основных типа колоночных кабелей:

  • "обыкновенный". Это привычный кабель с круглыми в сечении проводниками, состоящими из одной, нескольких или множества жил . Производят подобные кабели сотни компаний. Цена может колебаться от $0.5 до сотен или тысяч долларов за метр - зависит от качества кабеля, его сечения и, конечно же, "брэндовости" производителя.
  • "плоский". Фактически используются те же жилы, только для удобства прокладки, проводники и диэлектрик как бы "сплющены". Толщина такого кабеля относительна невелика - 1,5 — 3мм. Стоимость метра такого кабеля начинается обычно от $2.

     

  • и, наконец, "ленточный". В этом случае применяется одна или несколько плоских моножил ленточного типа. В итоге толщина кабеля часто не превышает 1 миллиметра. Наиболее известным ваятелем ленточных кабелей является без сомнения Nordost (на фото).

     

    Способы прокладки кабеля

    Если вы хотите просто бросить кабели вдоль стен, то можете дальше не читать, поскольку ниже написаны советы для тех, кто ценит эстетику и не хочет превращать комнату в щитовую электростанции, размещая кабели на виду у всех.

    Итак, если ремонт в комнате уже сделан, то наиболее простым способом убрать с глаз долой колоночные кабели является банальная закладка этих кабелей под плинтус. Если у вас обычный (угловой) плинтус то проблем не будет вообще - берите понравившийся кабель и вперёд.

    Если у вас плоский плинтус, но с внутренней канавкой для кабеля, то стоит обратить внимание на плоские или ленточные кабели.

    Если же у вас нет плинтуса или он без каналов под кабели, то можно пойти двумя путями:

    1. купить плоский или ленточный кабель, аккуратно закрепить его на стене и покрасить в цвет стены (большинство кабелей весьма спокойно относятся к покраске).

    2. Вообще не связываться с прокладкой кабеля вдоль стен, а просто купить плоский (или лучше ленточный) кабель и просто проложить его под ковром или ковровым покрытием - на ощупь кабель не будет заметен.

    Если же ремонт у вас ещё не сделан в комнате, то можно просто заложить кабель в стену, но только в гофре, и желательно, чтобы трасса с колоночным кабелем не проходила параллельно и вплотную с сетевыми кабелями.


    Оформление вводов/выводов кабеля

    Тут существует три наиболее распространённых способа. Все они по-своему хороши, так что смотрите по ситуации, какой в вашем случае будет оптимальным. На рисунках колонка была специально отнесена подальше от стены, дабы вы увидели всё в деталях.

    1. банальная вырезка отверстия в плинтусе и вывод кабеля через это отверстие. Плюсы очевидны: простота в реализации данного типа вывода. Но и минусы присутствуют: если вы захотите убрать колонку, то кусок кабеля, торчащий из плинтуса, убрать уже не получится.

    2. Вывод кабеля делается через пол, в результате чего кабеля практически не будет бросаться в глаза, даже если заглянуть за АС. А уж если вывод сделать под колонкой (если АС на шипах, конечно) или близко к ней, то выглядеть всё будет совсем красиво. Плюс: кабеля почти не видно. Минус: дырка в полу смотрится ещё более заметно, чем дырка в плинтусе. Ну а если вы уверены, что двигать колонки никогда уже не будете, то вариант с выводом кабеля из пола — для вас.

    3. Самый эстетичный способ для тех, кто предполагает хоть изредка, но убирать колонки. Понадобится блок колоночных терминалов, выполненный в виде стенной розетки.

    Такой блок оборудован либо винтовыми, либо пружинными терминалами. Аналогичные блоки можно разместить не только на стене за АС, но и на стене за ресивером или усилителем — кабели будут выглядеть эстетично и за стойкой с техникой тоже.

    Либо комбинированный вариант: возле колонки сделать в полу нишу, в которой поставить розетку с колоночными терминалами. Для этой ниши сделать люк (10 х 10 см) из того же материала, из которого сделан пол у вас в комнате. Если колонки нужно будет убрать, то вы просто вытаскиваете кабель из терминалов в полу и закрываете люк над нишей с терминалами. Всё - пол совершенно ровный и ничего не видно.

    Но есть один нюанс: подобные терминалы ухудшают контакт, а значит, в достаточно дорогих системах это может привести к небольшим, но ухудшениям звука, которое, я уверен, 98% слушателей не заметят, но "слухачи" могут почуять неладное, правда на уровне нюансов. Ну а в системах среднего и, тем более, начального уровня слышимых ухудшений от этих розеток не будет вообще. Стоимость такой розетки колеблется от $10 до $50 за штуку (в зависимости от производителя и модели).


    Коннекторы

    "Банан"

    Наиболее частый вопрос — "А нужны ли мне коннекторы вообще? Может обойтись только кабелем?". Попытаюсь ответить. Итак, если коннектор "банан" выполнен таким образом, что оголённый конец кабеля зажимается поворотной шайбой, то толку (с точки зрения улучшения контакта) от такого коннектора минимум, скорее один только вред. Зато с эстетической точки зрения - самое то. Но всё равно, подобная конструкция "банана" весьма неудачна.

    Во втором случае кабель внутри коннектора фиксируется двумя винтами, а поверх конструкции надевается термоусадка для предотвращения ухудшения контакта в результате окисления медного проводника. Такой "банан" с практической точки зрения даёт только одно преимущество по сравнению с фиксацией оголённого конца кабеля непосредственно в винтовом терминале АС или усилителя: оголённый конец колоночного кабеля не окисляется со временем.

    В третьем случае, кабель засовывается в центральное отверстие "банана", а затем его жилы равномерно распределяются по полусферической поверхности прижима. Площадь контакта весьма велика, ведь контакт кабеля и коннектора происходит почти каждой жилой кабеля. Это уже лучше. А при наличии хорошей термоусадки окисления кабеля не будет. такой "банан" уже стоит рассматривать всерьёз.

    И, наконец, самый надёжный и "правильный" коннектор — тот, в котором кабель припаян хорошим припоем, а поверх него установлена термоусадка. Тут и площадь контакта большая и окисления нет. Так что если и будете использовать коннекторы "банан", то либо с пайкой, либо с обжимом, как описано в предыдущем абзаце. В этих случаях резон в использовании коннекторов есть.


    "Вилочка" ("лопатка")

    С точки зрения подключения или отключения кабеля от терминалов АС или усилителя, "вилочка" куде менее удобна, нежели "банан", зато если вы используете обжимную "вилочку" (обжим кабеля лепестками контактной площадки коннектора производится специальным аппаратом под большим давлением) или "вилочку" с припаянным кабелем (в обоих случаях обязательное наличие термоусадки никто не отменял), то площади контакта кабеля с коннектором и в особенности коннектора с терминалом АС или усилителя позавидуют многие "бананы", да и окисления кабеля, как и в случае с хорошими "бананами", нет.

    Внимание! Прежде чем делать кабель, уточните в инструкции к аппарату или АС, либо у продавца, позволяет ли ваш усилитель, AV-ресивер или АС использовать коннекторы. Обычно, недорогие ресиверы допускают подключение только оголённого кабеля.



    Насущные вопросы

    Выше написано, что встречаются экстра-дорогие кабели за огромные деньги - неужели эти кабели НАСТОЛЬКО улучшают звук аудиосистем?!

    Если же исходить из принципа рациональности, то для театров начального уровня ($500-1000 за комплект) смысла в покупке кабеля дороже $2-3 за метр нет никакого. Для систем среднего класса ($1000-5000 за комплект) имеет смысл засматриваться на кабели по $5-10 за метр. И этого, поверьте, будет вполне достаточно. Куда важнее грамотно подобрать систему, настроить её и подготовить хорошую с акустической точки зрения комнату.

    Что это за OFC ? - на кабелях часто пишут...

    Это Oxigen Free Copper, то есть бескислородная медь.

    Какое сечение кабеля мне нужно на фронтальных и центральной АС?

    Если AV-ресивер или усилитель развивает мощность до 100 Вт на канал, то желательно использовать кабель с сечением проводника не менее 2 - 3 мм². Для более мощной системы лучше купить кабель сечением не менее 4 мм².

    А какой кабель брать для тыловых АС ?

    В идеале надо брать такой же кабель (марка/модель), какой был использован для подключения фронтальных и центральной АС, однако сечение может быть другим, разумеется.

    Какое сечение кабеля нужно для тыловых АС?

    Если предполагается озвучивать комнату площадью 15 - 25 м², то вполне достаточно кабеля сечением 2 - 2,5 мм². Если же помещение побольше (30 - 50 м²), то стоит обратить внимание на кабели сечением 4 мм².

    Обязательно использовать строго одинаковые по длине куски кабеля для тыловых АС?

    Про задержку сигнала вспоминать вообще не стоит, поскольку при разнице в длине двух кусков колоночного кабеля даже в десяток-другой метров, задержка сигнала на более длинном куске составит лишь несколько миллионных долей секунды или даже меньше. Тут важно другое: при одинаковой длине кабеля теоретически исчезают различия в комплексных характеристиках (распределенные индуктивность, емкость) кабеля, которые могут влиять на сигнал. Так что если не хотите ставить эксперименты - берите одинаковые куски колоночного кабеля для пары АС.

    А как насчёт беспроводных АС на тыловых каналах?

    Качество звука беспроводных АС (слышимые шумы, ограниченный частотный и динамический диапазоны, заметные искажения) не позволят использовать подобные колонки даже в комплексах среднего класса. Объясняется такое звучание способом передачи сигнала от передатчика до приёмника в АС. Обычно передача осуществляется на радиоканале, то есть как в обычном радиоприёмнике, только на более высоких частотах. Так что, если хотите получить качественный звук, к тому же сэкономить (беспроводные АС стоят дороже аналогичных проводных), не поленитесь протянуть колоночные кабели и к тыловым АС.

Отзывы о нас на Флампе